Мир, который построил Билл (продолжение)

> Начало <

Время делает свое. А ты, человек? Станислав Ежи Лец .

 

Но вернемся опять в семидесятые.

“Нас охватила паника: “Как же так? Без нас? Теперь все кинутся писать настоящие программы для этого чипа!” – вспоминает Гейтс. – Главное было – не опоздать”.

И опять вопрос на засыпку: что бы ты тогда, в далеком декабре  1974 года, сделал на месте Билла?

Могу поспорить, что почти любой из нас написал бы трогательное письмо директору фирмы-производителя Altair , в котором очень доходчиво объяснил бы, какие барыши сулит ему, директору, программное обеспечение для первой в мире персоналки, а также почему он должен нанять для этой работы именно автора письма, лучшего в мире программиста.

Письмо Билл и Пол написали. Но другое: “У нас есть работающий интерпретатор BASIC для  компьютеров серии MSC-8080... Мы заинтересованы в его  продаже...”

В 1975 году, когда работа над BASIC близилась к концу, в Гарварде разгорелся скандал местного значения. Обнаружилось, что студент Билл Гейтс использовал в личных целях почти все машинное время университетского компьютера. Конечно же, университету это не причинило вреда: машинное время приятели “точили» в основном по ночам, никому при этом не мешая. Однако не каждый студент использовал время для коммерческого проекта, не каждый предоставлял это время людям, к университету отношения не имеющим, вроде Пола Аллена, не каждый влезал в  ARPANET, первую национальную компьютерную сеть, чтобы сохранить данные своего коммерческого проекта на машине, находящейся в сотнях миль от Гарварда, в Питтсбурге. Это был вызов традициям, да еще какой!

Но в 1976 году, не успев остыть от разбирательств, тот самый Билл, который “на шару» использовал машинное время, впервые бросает вызов другим традициям – традициям бесплатного распространения программ. Ведь до Гейтса никто не задумывался над тем, сколько стоит ПО: при работе на больших компьютерах с разделением времени это было нечто “колхозное», часть ничейной территории, которую можно было занимать, если она оказывалась свободной.

И вот Билл пишет свое знаменитое открытое письмо к пользователям, где впервые прямо называет бесплатное распространение ПО воровством. Подумать только, его кровный BASIC бессовестнейшим образом крадут, незаконно копируют и нелегально распространяют среди программистов-любителей, от которых он, Гейтс, не дождался даже простого спасибо, не говоря уже о чем-либо более существенном! А ведь стоимость только машинного времени, потраченного на создание BASIC, составляет $40 000 (!).

 Завершал письмо призыв честно покупать плоды интеллектуального труда, однако о наплыве желающих завязать с темным прошлым бесплатного распространения ПО история почему-то умалчивает.

Билл Гейтс – личность противоречивая. Но в памяти человечества, без сомнения, останется то, что он одним из первых заявил о необходимости защиты программного обеспечения в годы становления разрабатывающей его отрасли. Его действия внесли свой вклад в постепенное внедрение в умы мысли о том, что программа является продуктом творчества и поэтому должна быть защищена так же, как музыкальная композиция или литературное произведение.

 

Что же и составляет Величие человека, если не мысль? А. Пушкин.

 

Эда Робертса, президента фирмы MITS,  выпускавшей Altair, вовсе не нужно было убеждать в том, что программное обеспечение для его компьютера необходимо как воздух. Над таким ПО уже корпел не один опытный программист. Но здесь – предлагают уже готовое? Гм-м, это интересно!

Переговоры с Робертсом прошли более чем успешно. Сошлись на том, что пред светлы очи президента MITS работающий BASIC будет представлен через месяц (готовый продукт, конечно же, нуждался в небольшой подчистке). Оставалась еще одна проблема, на этот раз совсем мелкая: к написанию своего готового интерпретатора основоположники еще и не приступали.

Да, но как же им удалось выпутаться? Предоставим слово Биллу:

“Спустя пять недель мы написали свой BASIC – и родилась первая в мире компания, разрабатывающая программы для микрокомпьютеров. Чуть позже мы назвали ее Microsoft”.

За эти пять недель Билл и Пол сделали почти невозможное. Что ж, надо отдать им должное: оба были программистами высочайшего класса.

 С победного шествия интерпретатора BASIC по миру и началась история успехов компании, основанной для переговоров с MITS, – Microsoft. И начиная с этого момента жизнь Билла неотделима от жизни его компании.

В 1975 году студент Гейтс, к большому огорчению родителей, возьмет академотпуск в университете и, если не считать нескольких слабых попыток продолжить учебу, навсегда распрощается с мечтой о высшем образовании. И дальнейшая биография Билла – это история успеха его компании.

В апреле 1976 года Билл взял на работу первого программиста, Марка Макдональда, своего бывшего одноклассника по школе Лейксайд. Каждую строчку программ, написанных Макдональдом, Гейтс проверял собственноручно. Так было положено начало расширению компании.

 Молодые фанаты программирования, демократические отношения между сотрудниками, совместный отдых, юмор, чувство единой команды, бесплатная кока-кола, молоко, соки, хорошая зарплата, интересная работа, – разве не в такой компании мечтает работать каждый из нас? Успех? Успех!

Ответ на вопрос: “Как Билл Гейтс пришел к своему успеху” получен. Осталось ответить на второй: что же это такое – успех Билла Гейтса?

Первый программный  продукт корпорации Microsoft ваяли днем и ночью, с краткими перерывами на самое необходимое: лекции, еду и покер. Спали где придется, иногда прямо у компьютера. Конечно же, в такой спешке не обошлось и без проколов: уже по дороге в MITS, в самолете, Пол вдруг вспомнил, что забыл написать программу ввода

данных в память. Но уже  к моменту приземления оплошность была исправлена и демонстрация свежеиспеченного интерпретатора прошла успешно.

Начальный капитал корпорации Microsoft составили деньги, честно заработанные Полом, который работал программистом в компании Honeyway. Часть из них внес из своего кармана Билл, который честно заработал эту сумму во время игры в покер с Полом.

 

Побольше цинизма – людям это нравится. О. Бендер.

 

Победа первого программного продукта компании Билла Гейтса обусловлена не тем, что он был лучшим на рынке, а тем, что он был первым. Просто двум мальчишкам (Биллу тогда было 19, Полу – 23)  посчастливилось опередить других, менее удачливых, – отчасти благодаря небольшой военной хитрости, отчасти – высокой квалификации.

История каждого следующего продукта компании очень похожа на историю ее первого интерпретатора. Вот и один из ответов на вопрос, за что так не любят Билла Гейтса: Microsoft завоевывала рынок благодаря чему угодно, но только не качеству своих продуктов. Парадокс: первые места в рейтингах по праву из года в год занимают программы других фирм, а первое место по продажам стабильно удерживают продукты Microsoft.

На рынок выплескиваются несовершенные программные продукты. Сырые, незаконченные, но – раньше других. Срываются сроки. Не выполняются обещания. Но мир постепенно заполняется продуктами Microsoft. И вот Microsoft уже жестко контролирует весь рынок ПО под Microsoft Windows. Успех?

Да, у успеха бывает, оказывается, и такое лицо.

Политика Microsoft в области партнерства формулируется следующим образом: компьютерной фирме дается возможность кратко ознакомиться с пакетом обязательств, сама же Microsoft в течение “периода ухаживания” делает попытку заглянуть в технологии своего потенциального партнера. Если последний  достаточно глуп и открывает свои производственные секреты без соответствующего контракта для их защиты, Microsoft удаляется, прихватив с собой идеи и мгновенно потеряв интерес к этой фирме  как к партнеру.

Ну а в тех случаях, когда фирма не клюет на эту наживку, Microsoft пытается либо купить ее, либо вступить с ней в партнерские отношения. Но Microsoft никогда не позволит партнеру контролировать ситуацию. Представления Microsoft о партнерстве очень простые. Microsoft может разорвать отношения (либо позволить им завершиться) по своему усмотрению, после чего она сохраняет право использовать технологию бывшего партнера и его коммерческие секреты. Microsoft применяла описанные приемы по отношению к компаниям вроде IBM, Sybase, RealNetworks и Citrix, не говоря уже о более мелких компаниях.

Остается, таким образом, только одно: выйти на рынок с продуктом, представляющим угрозу Microsoft, в надежде, что она его купит. В этом есть, однако, доля риска: вместо того, чтобы купить вашу компанию или продукт, Microsoft может решить инвестировать разработку клона вашего продукта. По этому сценарию клон (обычно низкого уровня) занимает свое место как часть Microsoft Office или в “бесплатном” (или “дешевом”) статусе как входящий в комплект поставки ОС. За весь свой тяжелый труд и действительно революционную идею, вы в конечном итоге будете вынуждены довольствоваться крохотным кусочком рыночного пирога ПО – независимо от того, насколько хороший продукт вы создали. Конечно, вы получите деньги. Но это будет лишь ничтожная часть от тех прибылей, которые вы могли бы иметь, если бы рынок настольных систем был действительно открытым рынком.

 

А все-таки жаль – иногда над победами нашими встают пьедесталы, которые выше побед. Б. Окуджава

 

Чтобы победить конкурента, Microsoft не брезгует ничем. Компанию Netscape – производителя броузера –  Microsoft одолела с помощью настоящего троянского коня. В операционную систему Windows был намертво встроен броузер Microsoft. Кроме того, разработчики этой системы сделали так, чтобы броузер Netscape не смог работать с операционной системой Microsoft.

Пока долгоиграющее дело о троянском коне рассматривалось в Антимонопольном комитете, все новые и новые копии Windows с троянским конем внутри попадали к новым владельцам. Народные умельцы тут же, конечно, нашли способ “выковырять” броузер из Windows (интересно, что после изъятия из Windows “родного” броузера при работе с ней перестает зависать броузер Netscape) и обнародовали его через Интернет. Но кто станет этим заниматься? Какая разница, чей броузер? Работает, и ладно.

Мы разводим руками: Windows работает плохо, и тут же приобретаем следующую версию. Добровольно. Переходить на новую ОС, стабильную и надежную, у нас просто нет времени.

Билл Гейтс в своих книгах не говорит нам всей правды. Да, он однажды увидел образ будущего, и это послужило фундаментом его успеха. Но здание успеха уже строилось иначе:  отличный игрок в покер Билл Гейтс сделал беспроигрышную ставку на человеческие слабости, на несовершенство человеческого общества. На силу привычки. На консерватизм. На вечную занятость. На желание иметь у себя то же, что у соседа. И на нежелание лишний раз морочить себе голову.

Десять лет назад двадцатилетний студент Линус Торвальдс, вконец обозлившись на нестабильно работающую Windows, решил написать собственную операционную систему для своей 386-й. Сейчас Linux – такое имя получила новая система – считается наиболее реальным конкурентом Windows. В Microsoft даже существует специальная группа для ее изучения.

Может быть, Торвальдс тоже увидел образ будущего?

 

Время делает свое. А ты, человек? Станислав Ежи Лец “Главное – оказаться в нужное время в нужном месте. Билл Гейтс. Что же и составляет величие человека, если не мысль? А. Пушкин Побольше цинизма – людям это нравится. О. Бендер. Может быть, не станешь победителем, но зато умрешь как человек. Б. Окуджава.

Я кланяюсь низко познания морю безбрежному, разумный свой век, многоопытный век свой любя... А все-таки жаль, что кумиры нам снятся по-прежнему и мы до сих пор все холопами числим себя.

А все-таки жаль – иногда над победами нашими встают пьедесталы, которые выше побед. Б. Окуджава

Гений, который не знает, что он гени Байт – единица памяти компьютера. В одном байте помещается, наприме, буква.

Пьер Буаст (1765–1824) – французский лексикограф и философ, автор многих афоризмов.

Сайт, или web-сайт – узел в сети Интернет, на котором сосредоточенаинформация по определенной теме. Часто это визитные карточки фирм, общественных организаций, учреждений и просто отдельных личностей (например, у украинской писательницыОксаны Забужко есть собственный сайт). Их великое множество: от сайтов, посвященных культуре, до электронных магазинов. Каждый сайт имеет собственный адрес.

Из десяти персональных компьютеров на земном шаре девять работают под управлением программного обеспечения компании Microsoft , детища Билла Гейтса.

Бенджамин Дизраэли (лорд Биконсфильд) (1804–1881), английский писатель и государственный деятель, проповедовавший демократическую монархию.

За свой Порше 959, коллекционный гоночный автомобиль эксперимен-тальной серии, Гейтс заплатил 380 тысяч долларов.

Билл Гейтс стал миллиардером в 1985 году, когда ему было всего 30 лет. Сейчас его состояние – впервые за всю историю – превысилоотметку в 100 млрд. долларов. Если темпы роста состоянияБилла Гейтса останутся такими же, как за последний год (4,566 млн. долларов в час), то к  2004 году он станет первым в истории человечества триллионером.

В четвертом и пятом классах, отвечая на вопрос о своей будущей профессии, Гейтс говорил "scientist" – ученый.

Гюстав Флобер (1821–1880) – знаменитый французский романист, глубокий психолог и редкий стилист. Его перу принадлежит “Мадам Бовари” и др.

Киберофобия. Так называется болезнб, выражающаяся в страхе перед компьютером. Ею страдают люди, связанные с цифровыми устройствами – операторы компьютеров, программисты. В США киберофобией болеют около 30% специалистов, связанных с компьютервми. Машина неизменно отмечает все ошибки людей и сообщает об этом с безжалостной “нечеловеческой” искренностью, что вызывает у персонала комплекс неполноценности. В прошлом году в Украине было собрано и продано около 200 тысяч компьютеров. В 1975 году Microsoft  состояла из 2 человек.  Сейчас  у Гейтса уже свыше полумиллиона сотрудников. Свыше 160 тысяч человек используют программы Microsoft для своих программных продуктов.

 

По мнению Билла Гейтса, одного из основателей компании Microsoft, в США каждый имеет право пользоваться достижениями прогресса. Своим пожертвованием самый богатый человек в мирее желает дать возможность детям из малоимущих семей приобщиться к знанияям. Из миллиарда долларов. Выделенного Гейтсом, начиная с 2000 года и в течение 20 лет будут выплачиваться стипендии талантливым чернокожим, латиноамериканцам, азиатам, проживающим в США.

Это самый крупный бескорысный денежный вклад, сделанный когда-либо в систему образованияя. До сих пор единственным, кто пожертвовал миллиард долларов на благотворительные цели. Был основатель Си-эн-эн Тед Тернер.

 

Повернутися в розділ Різне чтиво






  

Copyright © MustLive 1999-2015. © Base Point 1999-2015. All rights reserved.